I. Введение
Узбекистан это богатая ресурсами страна, стратегически расположенная в самом сердце Центральной Азии и окруженная пятью странами, не имеющими выхода к морю. По территории это одна из крупнейших стран региона, общая площадь которой составляет 449,000 квадратных километров, и одна из самых густонаселенных стран с населением 33,9 миллиона человек (2019). В настоящее время в стране самое большое трудоспособное население — около 19 миллионов человек, что превышает трудоспособное население стран Центральной Азии вместе взятых.
В 2017 году правительство провело комплексную реформу, чтобы облегчить преобразование плановой экономики (экономика под руководством государства) в рыночную экономику путем устранения искажений в ключевых областях, особенно в сельском хозяйстве, энергетике и финансах. Правительство отменило режим нескольких обменных курсов, либерализовало движение капитала, упростило процедуры для облегчения торговли с соседями и начало дерегулировать цены на электроэнергию, природный газ, хлеб и хлопок.
Всемирный банк оценил фактор риска страны как «Существенный». Хотя Всемирный банк поддерживает Узбекистан через несколько проектов (на общую сумму более 4,2 миллиарда долларов США), общий уровень риска страны был оценен как «Существенный». Темпы и качество осуществляемых реформ включают в себя значительные риски, требующие тщательного мониторинга. Наиболее существенные риски — политические, отраслевые, институциональные и социальные. Однако международное рейтинговое агентство Fitch Ratings (апрель 2020г.) подтвердило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента в иностранной валюте («РДЭ») Узбекистана на уровне «BB-» со «Стабильным» прогнозом.
Узбекистан приступил к проведению всеобщих политических и структурных реформ и остается приверженным им, но коррупцию еще предстоит полностью искоренить. Институциональные реформы обеспечивают постепенный прогресс в борьбе с коррупцией и верховенством закона, что может привести к повышению стандартов управления. В недавнем Указе Президента Узбекистана «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы противодействия коррупции в Республике Узбекистан» предусмотрена Государственная программа по борьбе с коррупцией на 2019–2020 годы.
Снизить нагрузку на национальный бюджет для финансирования программ государственной инфраструктуры извне или предоставления государственных услуг, разрешив частной стороне совместно инвестировать/инвестировать или участвовать в проектах; а также
Повышение продуктивности государственной инфраструктуры и государственных услуг за счет привлечения частных инвесторов, внедрения инноваций частного предпринимательства, привлечения частного опыта и, наконец, повышения эффективности.
Агентство развития ГЧП (АРГЧП) создано при Министерстве финансов, полностью функционирует и отвечает за формирование нормативной, правовой и методологической базы для реализации проектов ГЧП, включая участие в разработке отраслевых программ и концепции индивидуальных проектов.
АР ГЧП также уполномочено проводить экспертизу и оценку рисков проектов ГЧП, а также контролировать ход реализации проекта. Координация деятельности государственных органов и организация их взаимодействия с инвесторами, а также развитие потенциала специалистов также входят в сферу задач АР ГЧП.
В апреле 2020 года было принято Постановление Кабинета Министров № 259 «О совершенствовании порядка реализации проектов государственно-частного партнерства», которое «определяет порядок инициирования, разработки, рассмотрения всех проектов государственно-частного партнерства, выбора частного партнер, учета реализации проектов ГЧП и осуществление их реестра».
Постановление президента Республики Узбекистан NºПП 4040 «О дополнительных мерах по развитию систем питьевого водоснабжения и канализации в Республике Узбекистан» для осуществления «передачи систем водоснабжения и канализации в городах Самарканд, Бухара, Наманган и Карши («Четыре города») частным операторам по схеме ГЧП, и
Постановление президента Республики Узбекистан NºПП 4300 «О мерах по дальнейшему совершенствованию механизмов привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику республики»
Несмотря на то, что Узбекистан полностью обеспечивает себя энергией благодаря своему сектору газа, стареющая инфраструктура страны с трудом удовлетворяет растущий внутренний спрос. Потери, чрезмерное использование и финансирование остаются проблематичными. Широкомасштабные реформы, направленные на улучшение и диверсификацию энергетического сектора были представлены на рассмотрение, и правительство приняло Стратегию действий на 2017-2021 годы, в которой приоритетными являются повышение энергоэффективности и увеличение генерирующих мощностей и использование возобновляемых источников энергии. Узбекистан является частью Энергетической программы ЕС4, инициативы, ориентированной на разработку политики в энергетическом секторе на основе фактических данных;
По мере повышения уровня жизни спрос на энергию в Узбекистане, в среднесрочной и долгосрочной перспективе, будет неуклонно расти. Маловероятно, что инвестиции в новую инфраструктуру будут расти такими же темпами из-за нехватки ресурсов и возможностей. Это окажет больше нагрузки на перегруженную систему и приведет к большему дефициту поставок. По оценкам, дефицит предложения достигнет 20% от планируемого потребления к 2020 году, если требуемые инвестиции не поступят в срок; а также
Узбекистан обладает значительным потенциалом для использования солнечной энергии, ветра, биомассы, а также малых и больших гидроэнергетических мощностей.
Приоритеты энергетической политики Узбекистана включают бесперебойное надежное энергоснабжение, сокращение выбросов парниковых газов, повышение энергоэффективности и экономический рост за счет добычи и экспорта нефти и газа; а также
Правительство утвердило Программу развития системы централизованного теплоснабжения на 2018–2022 годы. Основные приоритеты сектора централизованного теплоснабжения, среди прочего, заключаются в обеспечении: (а) проведения единой политики; (б) эффективной реализации программ развития, модернизации и обновления сервисной инфраструктуры; (в) внедрения энергоэффективных технологий; (г) организации современных автоматизированных систем учета; (д) замены котельного оборудования, магистральных распределительных сетей и систем отопления в домах; (е) перехода от открытых к закрытым системам с установкой индивидуальных тепловых подстанций на уровне зданий; и (g) внедрения децентрализованных вариантов отопления, чтобы сделать отопление помещений более экономичным.